Реставраторы против рестораторов. Историческое здание в центре Ярославля требуют привести в первоначальное состояния
Департамент охраны объектов культурного наследия через суд обязал собственников здания в центре Ярославля демонтировать оконные проемы аркадной галереи, ставшей визитной карточкой популярного итальянского ресторана.
Приставы оштрафовали
1 февраля в ресторан, который находится в самом центре Ярославля в двух шагах от Богоявленской площади, наведались судебные приставы. Стало ясно, что на этот раз все серьезно и решение суда по приведению памятника архитектуры в первоначальный вид придется выполнять – либо это будет сделано чужими руками с последующим возложением расходов на собственника.
Новейшая история дома №16 по улице Нахимсона не слишком оптимистична: ему грозит превращение в «кладбище ресторанов».Весной 2015 года именно в этом здании располагалось другое респектабельное заведение – Gallery. Само название – «Галерея» – отсылало к его визитной карточке, к его фишке – остекленной галерее, с которой открывался замечательный вид на центр города. Сколько средств было вложено, чтобы привести ее в достойный вид! Сколько туристов со всех концов света любовались Ярославлем, отдыхая и вкушая пищу под ее сводами! Какое разочарование постигло хозяев ресторана, когда им пришлось сворачивать свой бизнес. Они искренне недоумевали, почему на них сыплются шишки в связи с тем, что «якобы незаконно установили остекление на памятник архитектуры». Выкладывали в соцсетях фотографии, предлагая оценить вид до и после реконструкции. Многие ярославцы тогда посчитали, что после – как минимум хуже не стало: разве здания в 21 веке должны выглядеть, как в стародавние времена: ни тебе электричества, ни лифта, ни пластиковых окон, а туалет на улице?
Как бы то ни было, четыре года назад требования областного департамента культуры, курировавшего этот объект, не были выполнены. Сегодня на месте «Галереи» работает другой ресторан. А департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области еще более рьяно добивается приведения здания в первоначальное состояние.
– Сейчас у нас на исполнении четыре решения суда по возвращению двух объектов культурного наследия в первоначальный вид. В жилом доме на улице Волкова собственники обязаны снести надстроенную ими мансарду. А в здании бывшего гостиного двора на улице Нахимсона – восстановить в прежнем виде аркадную галерею, закрытую ныне оконными блоками из ПВХ, – пояснила помощник главного судебного пристава региона Екатерина Пиунова.
У этого объекта недвижимости два собственника, один из них является учредителем разместившегося на первом этаже ресторана итальянской кухни. По решению суда они должны демонтировать элементы, изменившие облик здания, – в частности, пластиковые окна в галерее, а также восстановить архивольты арочных проемов – это декоративные обрамляющие дуги над арками.
– За неисполнение решения суда и требований судебного пристава должники привлечены к административной ответственности согласно ч. 1 и 2 ст. 17.15 КоАП РФ и оштрафованы на сумму 5,5 тысячи рублей. Также приставы взыскали исполнительный сбор за неисполнение судебного решения в размере 5 тысяч, – уточнили в пресс-службе управления ФССП. – Если решение суда они не выполнят добровольно, эти работы могут быть поручены подрядным организациям. А расходы впоследствии будут взысканы с должников – собственников недвижимости.
Давайте как в Лувре?!
Градозащитница, архитектор Ольга Мазанова считает это решение хорошим примером контроля чиновниками состояния национального культурно-исторического наследия.
– Инициатором обращения в суд стала не общественность, а департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области. У градозащитников ранее складывалось впечатление, что чиновники прежде чем принять меры по фактам незаконных работ на памятниках, сначала как бы ждали сигнала общественности. Возможно, у них не хватает сил и времени мониторить состояние такого большого количества памятников в области. Но в данном случае орган охраны памятников сам сработал оперативно: выявил нарушение и принял соответствующие меры. Зданию необходимо вернуть первоначальный вид.
Нельзя не реагировать на такие факты: коммерсанты пожелали увеличить полезную площадь своего заведения за счет открытой арочной галереи, остеклив ее и тем самым нарушив исторический облик ценнейшего памятника в зоне Юнеско, – говорит Ольга Мазанова.
По ее мнению, покуситься на открытую галерею ансамбля старого гостиного двора – памятника федерального значения 18 века – так же недопустимо, как если бы остеклить галерею северного корпуса нового гостиного двора на улице Первомайской. С утратой подлинного облика своих архитектурных жемчужин город, исторический центр которого объявлен объектом Всемирного наследия, потеряет свою прелесть и обаяние старины.
– Любые работы на памятниках истории и культуры нельзя проводить без разрешения органа охраны памятников, подобные нарушения необходимо пресекать и наказывать собственников штрафами согласно федеральному законодательству, – сказала Ольга Мазанова.
У рестораторов – своя правда
– В галерее ничего не разрушалось, исторический красный кирпич, из которого она сооружена, у всех на виду. Арки никуда не исчезли, ярославцы и гости города могут ими полюбоваться. Архитектурный облик старинного здания в целом сохранен, даже более того – приняты меры для защиты его конструкций от непогоды, сырости, перепадов температуры, – объясняет управляющая рестораном Алена Петрова.
В самом деле у нас на памяти возмутительные истории, когда старинные здания крушили экскаваторами, и никто за это так и не ответил. Так стоит ли сурово наказывать за то, что старались сохранить так, как умеют и на что денег хватило? Ведь государство на реставрацию памятников истории и культуры средства выделяет в ограниченном количестве, и если бы не собственники зданий, купившие их отнюдь не за копейки, город лежал бы в руинах. Ярославль действительно многим обязан тем, кто его воплощенное в камне великое прошлое бережет – пусть и соизмеряя это с возможностями своего кармана.
Да, есть в мировой практике охраны памятников традиция превращения исторических городов в музеи под открытым небом, где нельзя даже дом перекрасить по своему вкусу – все жестко регламентировано. Но вот в Париже прямо перед входом в Лувр – прославленный дворец французских королей, возведение которого началось в середине 16 века на месте крепости 12 века – в конце восьмидесятых годов прошлого века построили ставшую главным входом стеклянную пирамиду и несколько подобных ей сооружений поменьше. Сначала, конечно, недовольных оказалось много, а потом все привыкли и даже нашли сочетание древности и современности интересным и привлекательным. Потому что если что-то раз и навсегда намертво законсервировать – рано или поздно оно превратится в некрополь. В нашем случае – «кладбище ресторанов». Потому что жить, пользоваться – это всегда значит что-то менять.
Что нам известно о старом гостином дворе
На дорегулярных планах 70-х годов 18 века на месте здания по улице Нахимсона, 16, пролегал средневековый проулок, остальная часть современного домовладения являлась хозяйственным двором купеческой усадьбы «президента магистрата Егора Викулина». Регламентом регулярного плана 1778 года бывший посадский массив назначался под кварталы «каменного общественного Гостиного двора», автором которого считается губернский архитектор И.М. Левенгаген. Владение Викулина попало в центральный 10-й квартал торгового комплекса и корректировалось пробивкой новой Рождественской улицы (ныне это улица Нахимсона).
На плане середины 80-х годов 18 века отмечена стадия возведения торгового ряда по образцовым чертежам «Комиссии по строительству Петербурга и Москвы». Согласно исследованиям А.И. Суслова строительство одноэтажных типовых лавок с аркадной галереей было завершено уже к 1788 г.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n52l7/
Комментарии: